Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования





Основные разделы:
Аннотация:

24 сентября 2019 года для участников клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась автобусная экскурсия в Звенигород, в Саввино-Старожевский ставропигиальный мужской монастырь.

Другие репортажи:

25 мая 2020

«Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества»

9 мая 2020 года, в день празднования 75-летия Великой Победы, в группе «Алтарь Отечества» на базе мессенджера WhatsApp по предложению прошла акция «Бессмертный полк».

(См. далее...)

15 мая 2020

«Алтарь Отечества – 2020», подведение итогов: номинация «Изобразительное искусство. Архитектурное творчество»

15 мая 2020 года, в день рождения выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, в режиме онлайн состоялось подведение итогов XIV...

(См. далее...)

Архив репортажей:
Видео/аудио

17 мая 2020

О проявлении Духа Божьего в человеке. Воскресная проповедь протоиерея Александра Игнатова

Воскресная проповедь настоятеля храма Рождества Христова города Краснодара протоиерея Александра Игнатова.

(См. далее...)

События:
24 сентября 2019


Святыни и святые | Образование и наука | Новости культурной жизни

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Экскурсия в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде

24 сентября 2019 года для участников клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась автобусная экскурсия в Звенигород, в Саввино-Старожевский ставропигиальный мужской монастырь.



    

24 сентября 2019 года для участников клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась автобусная экскурсия в Звенигород, в Саввино-Старожевский ставропигиальный мужской монастырь.

Педагоги посетили храм Живоначальной Троицы и собор Рождества Пресвятой Богородицы, поклонились мощам основателя обители, преподобного Саввы Сторожевского, помолились на вечернем богослужении. Экскурсию по обители провела экскурсовод Елена Николаевна.

На всём протяжении пути от Москвы до Саввино-Сторожевского монастыря группу сопровождала православный экскурсовод, искусствовед Мария Станиславовна Оськина. Она рассказала об эпохе, в которую жил преподобный Савва, познакомила с основными вехами его жития, поведала о непростой истории основанного им монастыря, о святынях, находящихся здесь. Интересно, что русские цари особо почитали обитель на Сторожах и преподобного Савву как молитвенника за Богом избранных царей.

Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского.

Большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя)... (См. далее).

Мария Станиславовна остановилась также на истории города Звенигорода, познакомила с биографиями его выдающихся уроженцев.

Она ответила на вопросы, касающиеся как непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, так и всего того, что связано с историей, с монашеством, с православным образом жизни.

На экскурсии по монастырю

    
    
    
    
    
    
    
    

Лица и сюжеты

    
    

* * *

Русские православные Государи особо почитали обитель на Сторожах и ее основателя преподобного Савву как молитвенника за Богом избранных царей.

Первый русский царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584) обращался к молитвенной помощи преподобного Саввы. Он неоднократно посещал обитель, щедро жертвовал на монастырь. Государь уповал на помощь святого, приезжая в обитель вместе со своей любимой, тяжко больной супругой Анастасией Романовой.

При нем на Первом Макариевском соборе 1547 года Преподобный был канонизирован как общерусский святой, с положенным ему общецерковным празднованием. В Житии и Службе преподобному Савве отразились особая роль и значение монастыря в утверждении Московского Царства. О нем говорилось, как о «забрале Москве» и «утверждении Царствию».

Сохранились четыре царские грамоты, относящиеся к монастырю. В царствование Иоанна Грозного монастырь был многолюдным (около сотни монахов) и щедро украшенным благодаря царским милостям. Однако в известном послании игумену Кирилло-Белозерского монастыря 1578-го года царь сетует на неправедное житие иноков, разоряющее обитель.

Примеру первого царя из династии Рюриковичей следовал первый Государь династии Романовых — царь Михаил Федорович (1613-1645). Вместе со своим отцом Патриархом Филаретом он неоднократно посещал обитель, способствовал ее возрождению после жестокого разорения Смутного времени.

Эпоха расцвета обители, ее второго рождения связана со вторым Государем из династии Романовых царем Алексеем Михайловичем (1645-1676), который, по монастырскому преданию, был спасен от лютого медведя преподобным Саввой. При царе Алексее Михайловиче были обретены святые мощи основателя обители (1652), обновлен древний Рождественский собор (1649), возведен новый монастырский ансамбль (1650-е годы). Монастырь стал одним из самых многолюдных (150–300 монахов), имел 19 приписных монастырей по всей стране, был единственной до 1688 года Лаврой. Обитель была царской резиденцией и находилась в управлении личной канцелярии царя — приказа Тайных дел. Ей принадлежали огромные земельные владения, соляные варницы и рыбные ловли.

Духовником царя был архимандрит монастыря Никанор, который по царскому указу участвовал в походе на польского короля, везя перед войском чудотворные образы Иверской иконы Богоматери и преподобного Саввы. Частыми были богомольные выходы в монастырь царя Алексея Михайловича со всем семейством.

Много сделал для обители его сын царь Феодор Алексеевич (1676-1682), при котором мощи прп. Саввы были переложены в серебряную раку, изготовленную мастерами Оружейной палаты. При царе Федоре Алексеевиче монастырь называли «комнатным государевым и первостатейным», «собственным государевым богомольем». Государь вникал во все области монастырской жизни, был автором записок, в которых размышлял об устройстве внутренней жизни обители на основании устава древних российских монастырей, а также уставов Иерусалимского и Святой горы Афон.

В правление царевны Софьи при малолетних Государях Иоанне и Петре Алексеевичах монастырь стал пристанищем царей во время стрелецкого Хованского бунта.

В первое десятилетие правления царевича Петра Алексеевича (1682- провозглашен царем, с 1689 – царствовал, 1696-1725 – император) он не утратил своих владений и привилегий, а даже несколько увеличил владения за счет мудрой политики своего настоятеля архимандрита Сильвестра, имевшего большое влияние на Петра.

Дочь Петра I Императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посещала обитель дважды в 1740 и в 1749 гг. Как свидетельствует камер-курьерский журнал о поездке Государыни 1749-го года, 13 июля она из села Знаменского «изволила шествие иметь по утру в 12-м часу в город Звенигород в Савин монастырь…  и не доходя Савина монастыря изволила кушать обеденное кушание… и в монастыре изволила указать служить молебен чудотворцу, и по молебне из Савина монастыря изволила шествие воспринять в Воскресенский монастырь». Государыня пожаловала тысячу рублей архимандриту и столько же на раздачу братии.

Об особом ее расположении к обители свидетельствует назначение ее настоятелем в 1757 г. близкого ко Двору придворного проповедника Гедеона Криновского.

Императрица Екатерина II Алексеевна Великая (1762-1796) впервые посетила обитель вскоре после коронационных торжеств в 1762 г., затем — в 1775 г., когда была встречена у Святых врат обители Московским митрополитом Платоном.

В ее царствование в 1778 г. разрабатывался проект грандиозного переустройства древней обители и постройки в ней по проекту архитектора Н. Леграна огромного двухэтажного здания, наподобие архитектурной перепланировки кремлевских построек В.И. Баженова, в соответствии с принципами классицистической архитектурной концепции.

Некоторые архимандриты обители были членами Синода, в своем монастыре имели право служить с рипидами на коврах, сам монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным обителям.

В 1818 г. монастырь посещали супруга Императора Павла I вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1759–1828) и жена Императора Александра I Императрица Елизавета Алексеевна (1779–1826 г.).

Императоры Александр I (1877–1825, император с 12.03.1801) и Николай I (1796–1855, император с 19.11.1825) жертвовали на возобновление монастыря после событий Отечественной войны 1812 г.

Наиболее пышный и торжественный визит царствующей фамилии в обитель был в 1839 г., когда праздновалось 25-летие Бородинского сражения. Тогда обитель посетили Император Николай I, его дочь Великая княгиня Мария Николаевна со своим женихом герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II, и Великий князь Михаил Павлович. По высочайшей воле Государя Императора Николая I на устроение монастыря из казны было выдано 100 тыс. рублей, а наследник пожаловал из личных средств 300 рублей серебром на устройство новой сени над мощами прп. Саввы.

Особую любовь к обители и Скиту питали Государь-освободитель Император Александр II (1818–1881, император с 19.02.1855) и его супруга Императрица Мария Александровна (1824–1880). Будущий Государь, впервые посетил обитель в возрасте 19 лет в 1837 г. во время 8-и месячной поездки по империи, названной В.А. Жуковским «всенародным обручением наследника с Россией». В 1861 г., год начала Великой реформы, царственные супруги посетили обитель 8 июня и провели в ней около четырех часов. Неоднократными были и позже царские приезды в обитель. Особое к ней внимание Государя проявилось в том, что он взял под свой личный контроль проведение больших ремонтных работ в Рождественском соборе.

Последние русские императоры Александр III (1845–1894, император с 01.03.1881) и Николай II (1868–1918, император с 20.10.1894 по 02.03.1917, коронован 14.05.1896) со всем семейством посещали лишь великокняжескую усадьбу Ильинское — Усово Звенигородского уезда и расположенный на территории Звенигородского уезда Ново-Иерусалимский монастырь, хотя известен особый интерес Николая II к эпохе царствования Алексея Михайловича и обители прп. Саввы.

Последним царственным покровителем обители был шестой, порфирородный сын Императора Александра II Московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (1857–1905). Со своей супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной (1864–1918), ныне причисленной к лику святых. Он совершал из Ильинского постоянные паломничества в обитель на Сторожах. Братия считала Великого князя своим высоким земным покровителем.

В 1896 г., в память о коронации последнего русского Императора Николая II, супруги преподнесли знаменательный дар — драгоценную лампаду к мощам прп. Саввы с надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княгинею Елисаветою Федоровною, в память 14 мая 1896 года, святому молитвеннику о царях Богом избранных» (По материалам сайта Саввино-Сторожевского монастыря).

***

Участники клуба тепло поблагодарили Марию Станиславовну Оськину за интересный, содержательный рассказ, а методистов Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Татьяну Борисовну Шалыганову и Надежду Евгеньевну Голубеву (отдел ОРКСЭ) за отличную организацию автобусной экскурсии.


Вера и Время

Последние публикации:

25 мая 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Что же произошло с нашим народом, что враг дошёл до Москвы? О духовном смысле преодоления Смуты

...и сегодня мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения...

(См. далее...)

22 мая 2020

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

Восполнить недостаток любви в мире. Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

...хотя у нас ещё и нет любви к ближним, но мы всё-таки стараемся эту любовь оказывать, всячески им послужить, чем-то их порадовать, умягчить их сердце, восполнить недостаток любви в мире, – и Он поможет нам приобрести любовь и прочие христианские добродетели. Когда...

(См. далее...)

21 мая 2020

Геннадий Дорофеев:

Неужто волк? Эпидемия страха в наших душах

Люди, воспитанные в страхе и нелюбви к своему Отечеству, мало на что годятся и обречены на вымирание. Это, кстати, прекрасно знают и «воспитатели» чужих детей…Заметки о вирусе.

(См. далее...)






Анонсы
Святые и святыни:
Святой мученик Александр Римский

26 мая

Мученик Александр Римский (284–305)

...Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести всё многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020