Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Геннадий Игоревич Гладков

18 февраля

Композитор Г.И. Гладков (р. 1935)

Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве. Геннадий Гладков вырос в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Отец – аккордеонист, пианист...

(См. далее...)

19 февраля

Польский астроном Н. Коперник (1473-1543)

Имя Н. Коперника занесено на карту Луны и Марса

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
20 июля

Выдающиеся личности


 

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)



http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PETRARKA_FRANCHESKO.html

Франческо Петрарка (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный «арбитр» своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.

Родился 20 июля 1304 года в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус.

Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311 года.

В начале 1312 года вся семья переехала в Авиньон (Франция).

После четырёх лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье.

В 1320 году вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции.

В апреле 1326 года, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.

В 1327 году, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 году он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 году получил первый бенефиций.

В 1337 году Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.

К 1340 году литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 года по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.

1342–1343 гг. Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» св. Августина, написал книгу-исповедь «Моя тайна» (Secretum Meum) в форме трёх диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины.

Тогда же написаны или начаты «Покаянные псалмы» (Psalmi poenitentialis); «О достопамятных событиях» (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы «Триумф Любви» (Triumphus Cupidinis) и «Триумф Целомудрия» (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – «Канцоньере» (Canzoniere).

К концу 1343 года Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345 года. В Парме он продолжил работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался.

В конце 1345 года Петрарка вновь приехал в Воклюз.

Летом 1347 года он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) и «О монашеском досуге» (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.

Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 году путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершённых Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме.

В 1348 году чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры.

В 1350 году Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал ещё четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти» (Triumphus Mortis), приступил к поэме «Триумф Славы» (Triumphus Fame), а также начал «Стихотворные послания» (Epistolae metricae) и письма в прозе.

1351–1353 годы Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал «Инвективы против врачей» (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса» (Liber sine nomine).

В 1353 году Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны» (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал «Путь в Сирию» (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю.

В 1361 году Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провёл в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни» (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни.

Тогда же Петрарка начал еще один сборник – «Старческие письма» (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 годами и разбитых на 17 книг.

В 1362 году Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию.

В 1366 году группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей» (De sui ipsius et multorum ignorantia).

В 1370 году Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.

В 1372 году военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе.

После поражения Падуи он вместе с её правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры.

В последние семь лет жизни Петрарка продолжал совершенствовать «Канцоньере» (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни «Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке») и работал над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности.

Умер Петрарка в Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

В честь Петрарки назван кратер на Меркурии.


Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира.

Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре.

Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолётной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму.

Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость.

Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия.

Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на её несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным.

Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в «Канцоньере» обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм).


В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 веке, он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – «Триумфам» и, наконец «Канцоньере», влияние которых оказалось самым стойким.

Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж. Боккаччо, М.М. Боярдо, Л. Медичи и Т. Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А. Марк, Г. де ла Вега, Х. Боскан и Ф. де Эррера в Испании; К. Маро, Ж. Дю Белле, М.Сев, П. Ронсар и Ф. Депорт во Франции; Дж. Чосер, Т. Уайет, Г.Х. Сарри, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Лодж и Г. Констебл в Англии; П. Флеминг, М. Опиц, Г. Веккерлин и Т. Хёк в Германии.

В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У. Фосколо и Дж. Леопарди в Италии; А. Ламартин, А. Мюссе и В. Гюго во Франции; Г.У. Лонгфелло, Дж.Р. Лоуэлл и В. Ирвинг в Америке.



Душа моя, которая готова

Все описать, увидеть и прочесть,

Мой жадный взор, душе несущий весть,

Мой чуткий слух, ведущий к сердцу слово,


Неужто дали времени иного

Вы нашим дням хотите предпочесть,

Где два огня, два путеводных есть,

Где след любимых стоп я вижу снова.


Тот след и путеводный яркий свет

Ведут вас в этом кратком переходе,

Помогут вечный обрести покой.


О дух мой, вознесись в тумане бед,

Встречая гнев, подобный непогоде,

К Божественному свету - по прямой.



Кругосвет

Последние публикации:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Абхазия. Новый Афон

17 февраля

Абхазия вошла в состав России (1810)

Абхазское царство возникло в VIII веке, во второй половине IX века вошло в состав Грузии, в XVI-XVII веках выделилось в самостоятельное государство. Со второй половины XVI века Абхазия оказалась в зависимости от Турции; в ответ на обращение владетельного князя Г.Чачба-Шервашидзе император Александр...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019