Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Виктор Сергеевич Розов

21 августа

Русский драматург В.С. Розов (1913-2004)

Виктор Сергеевич Розов (1913–2004) - русский драматург. Родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье служащих. После окончания школы работал на текстильной фабрике, с 1931 года - актёр...

(См. далее...)

22 августа

Русский писатель Л.И. Пантелеев (1908-1987)

Леонид Иванович Пантелеев (настоящее имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988) - русский писатель. Родился 9 (22) августа 1908 года в Петербурге. Отец, казачий офицер, участвуя...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
20 июля

Выдающиеся личности


 

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)



http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PETRARKA_FRANCHESKO.html

Франческо Петрарка (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный «арбитр» своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.

Родился 20 июля 1304 года в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус.

Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311 года.

В начале 1312 года вся семья переехала в Авиньон (Франция).

После четырёх лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье.

В 1320 году вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции.

В апреле 1326 года, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.

В 1327 году, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 году он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 году получил первый бенефиций.

В 1337 году Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.

К 1340 году литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 года по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.

1342–1343 гг. Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» св. Августина, написал книгу-исповедь «Моя тайна» (Secretum Meum) в форме трёх диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины.

Тогда же написаны или начаты «Покаянные псалмы» (Psalmi poenitentialis); «О достопамятных событиях» (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы «Триумф Любви» (Triumphus Cupidinis) и «Триумф Целомудрия» (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – «Канцоньере» (Canzoniere).

К концу 1343 года Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345 года. В Парме он продолжил работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался.

В конце 1345 года Петрарка вновь приехал в Воклюз.

Летом 1347 года он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) и «О монашеском досуге» (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.

Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 году путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершённых Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме.

В 1348 году чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры.

В 1350 году Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал ещё четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти» (Triumphus Mortis), приступил к поэме «Триумф Славы» (Triumphus Fame), а также начал «Стихотворные послания» (Epistolae metricae) и письма в прозе.

1351–1353 годы Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал «Инвективы против врачей» (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса» (Liber sine nomine).

В 1353 году Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны» (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал «Путь в Сирию» (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю.

В 1361 году Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провёл в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни» (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни.

Тогда же Петрарка начал еще один сборник – «Старческие письма» (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 годами и разбитых на 17 книг.

В 1362 году Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию.

В 1366 году группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей» (De sui ipsius et multorum ignorantia).

В 1370 году Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.

В 1372 году военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе.

После поражения Падуи он вместе с её правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры.

В последние семь лет жизни Петрарка продолжал совершенствовать «Канцоньере» (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни «Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке») и работал над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности.

Умер Петрарка в Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

В честь Петрарки назван кратер на Меркурии.


Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира.

Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре.

Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолётной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму.

Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость.

Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия.

Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на её несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным.

Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в «Канцоньере» обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм).


В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 веке, он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – «Триумфам» и, наконец «Канцоньере», влияние которых оказалось самым стойким.

Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж. Боккаччо, М.М. Боярдо, Л. Медичи и Т. Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А. Марк, Г. де ла Вега, Х. Боскан и Ф. де Эррера в Испании; К. Маро, Ж. Дю Белле, М.Сев, П. Ронсар и Ф. Депорт во Франции; Дж. Чосер, Т. Уайет, Г.Х. Сарри, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Лодж и Г. Констебл в Англии; П. Флеминг, М. Опиц, Г. Веккерлин и Т. Хёк в Германии.

В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У. Фосколо и Дж. Леопарди в Италии; А. Ламартин, А. Мюссе и В. Гюго во Франции; Г.У. Лонгфелло, Дж.Р. Лоуэлл и В. Ирвинг в Америке.



Душа моя, которая готова

Все описать, увидеть и прочесть,

Мой жадный взор, душе несущий весть,

Мой чуткий слух, ведущий к сердцу слово,


Неужто дали времени иного

Вы нашим дням хотите предпочесть,

Где два огня, два путеводных есть,

Где след любимых стоп я вижу снова.


Тот след и путеводный яркий свет

Ведут вас в этом кратком переходе,

Помогут вечный обрести покой.


О дух мой, вознесись в тумане бед,

Встречая гнев, подобный непогоде,

К Божественному свету - по прямой.



Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кириллв соборе праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге, 18.08.2018

19 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Решающая роль в сохранении народа, его идентичности принадлежит православной вере и Церкви Православной». Слово в соборе праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге

...решающая роль в сохранении народа, его идентичности, то есть подлинности, принадлежит православной вере и Церкви Православной. И эту роль Матери-Церкви особенно чувствуют в таких...

(См. далее...)

19 августа 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Преображение

...Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времён всех, кто записан в Книгу Жизни...

(См. далее...)

19 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Без духовного совершенствования, без нравственного развития личности невозможно достигнуть никаких существенных результатов». Слово при посещении Никольского храма на Новой Земле

...понятие долга — это не материальное понятие. Долг нельзя измерить зарплатой, его нельзя даже описать в категориях дисциплины. Долг — это то, что внутри человека, это нравственное...

(См. далее...)

18 августа 2018

Протоиерей Александр Шаргунов:

Преображение и Пасха

…Преображение – сияние любви. Любовь сильнее смерти. Христос вводит нас в сокровенную жизнь Отца и Сына и Святого Духа, в Свою вечную любовь. Вера – безконечность. До красоты Преображения. До отдачи Христом жизни за нас, до смерти крестной. Его Крест, Его страдания - ради того, чтобы человек вошел в Царство Небесное, где красота...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Виктор Сергеевич Розов

21 августа

Русский драматург В.С. Розов (1913-2004)

Виктор Сергеевич Розов (1913–2004) - русский драматург. Родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье служащих. После окончания школы работал на текстильной фабрике, с 1931 года - актёр в Театре рабочей молодежи и Театре юного зрителя в Костроме. В 1934 году поступил в училище при...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018