Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя , а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви ( как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

События по теме:
Виктор Сергеевич Розов

21 августа

Русский драматург В.С. Розов (1913-2004)

Виктор Сергеевич Розов (1913–2004) - русский драматург. Родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье служащих. После окончания школы работал на текстильной фабрике, с 1931 года - актёр...

(См. далее...)

22 августа

Русский писатель Л.И. Пантелеев (1908-1987)

Леонид Иванович Пантелеев (настоящее имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988) - русский писатель. Родился 9 (22) августа 1908 года в Петербурге. Отец, казачий офицер, участвуя...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
16 мая

Выдающиеся личности


 

Русский поэт Игорь Северянин (1887-1941)

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя , а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви ( как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...



Игорь Северянин

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге.

Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из «владимирских мещан»), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 году сорока четырех лет.

Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали её также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826).

В 1896 году родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец.

Незадолго до смерти отца он побывал с ним на Дальнем Востоке, а в 1904 году поселился у матери в Гатчине.

Что касается учёбы, то Северянин закончил четыре класса Череповецкого реального училища.

Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая вдохновляла будущего поэта.

Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала «Досуг и дело» за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарёв было помещено стихотворение «Гибель Рюрика».

Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям «для отзыва». Всего издал их с 1904 по 1912 год 35. Но эти стихи особого отклика не имели.

Будущий известный поэт всегда очень много читал.

20 ноября 1907 года (этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.

В 1908 году стали, наконец, появляться первые заметки о стихах Северянина.

В 1909 году журналист Иван Наживин привез одну из брошюр («Интуитивные краски») в Ясную Поляну и прочитал стихи из неё Льву Толстому. Сиятельного графа и убеждённого реалиста резко возмутило одно из «явно иронических» стихотворений этой брошюры — «Хабанера II», начинавшееся так: «Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..», после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну...

«С лёгкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие», — вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду.

В 1911 году Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи».

Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 году триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда». Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (в 1911 году - «Пролог эгофутуризма»). В группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам.

Эгофутуристы в 1914 году провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту.

Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников «на Берлин», но быстро понял ужас происходящего и углубился в личные переживания, заполняя и дальше «дневник своей души».

27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран «королем поэтов». Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней «король» уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой «еловой» Тойле с ее тишиной и покоем, где он много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживл и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет. Это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был «как за каменной стеной», она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала – в прямом смысле этого слова. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов.

Но эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты.

Игорь-Северянин по-прежнему много пишет, он довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе «Соловей».

С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия...

В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: «Падучая стремнина», «Роса оранжевого часа» и «Колокола собора чувств».

Большую часть времени Северянин по-прежнему проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

В 1931 году выходит новый (по оценке специалистов выдающийся) сборник стихов поэта - «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг.

В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей И. Северянина по Европе, имевших шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось.

Небольшой сборник стихов «Адриатика» (1932) Северянин издал за свой счёт и сам же пытался распространять его.

Особенно ухудшилось его материальное положение к 1936 году, когда он разорвал отношения с Фелиссой Круут:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Всё тщета, всё тусклость, всё обман.

Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман...

В 1940 году поэт пишет, что «издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю».

…Поэт умер 20 декабря 1941 года в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там же на Александро-Невском кладбище.

На памятнике помещены строки его стихов:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

____________________________________


Из анкеты 1916 года

Образование: получил в Череповецком реальном училище.

Лучшее воспоминание: директор Б.А. Тенишев, добрый, веселый, остроумный.

Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг)

Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер.

Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков.

Любимый художник: Врубель.

__________________________________


Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!


Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!


В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!


Январь 1915. Петроград.



Игорь Северянин

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кириллв соборе праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге, 18.08.2018

19 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Решающая роль в сохранении народа, его идентичности принадлежит православной вере и Церкви Православной». Слово в соборе праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге

...решающая роль в сохранении народа, его идентичности, то есть подлинности, принадлежит православной вере и Церкви Православной. И эту роль Матери-Церкви особенно чувствуют в таких...

(См. далее...)

19 августа 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Преображение

...Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времён всех, кто записан в Книгу Жизни...

(См. далее...)

19 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Без духовного совершенствования, без нравственного развития личности невозможно достигнуть никаких существенных результатов». Слово при посещении Никольского храма на Новой Земле

...понятие долга — это не материальное понятие. Долг нельзя измерить зарплатой, его нельзя даже описать в категориях дисциплины. Долг — это то, что внутри человека, это нравственное...

(См. далее...)

18 августа 2018

Протоиерей Александр Шаргунов:

Преображение и Пасха

…Преображение – сияние любви. Любовь сильнее смерти. Христос вводит нас в сокровенную жизнь Отца и Сына и Святого Духа, в Свою вечную любовь. Вера – безконечность. До красоты Преображения. До отдачи Христом жизни за нас, до смерти крестной. Его Крест, Его страдания - ради того, чтобы человек вошел в Царство Небесное, где красота...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Виктор Сергеевич Розов

21 августа

Русский драматург В.С. Розов (1913-2004)

Виктор Сергеевич Розов (1913–2004) - русский драматург. Родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье служащих. После окончания школы работал на текстильной фабрике, с 1931 года - актёр в Театре рабочей молодежи и Театре юного зрителя в Костроме. В 1934 году поступил в училище при...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018