Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

День рождения: Февраль 22 (?)
День памяти: Октябрь 17

События по теме:
Н.В. Гоголь

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1852)

...Глубокие размышления о Боге, смысле жизни, о горячо им любимой России и её будущем привели к тому, что он начал работать в новом для себя направлении духовно-просветительской и религиозной литературы...

(См. далее...)

1 апреля

Русский композитор, дирижёр, пианист С.В. Рахманинов (1873-1943)

...Сергей Васильевич Рахманинов получил мировое признание. В его музыкальном творчестве сочетаются романтический пафос и лирико-созерцательные настроения, неистощимое мелодичное...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 февраля

Выдающиеся личности


 

Польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810-1849)

День рождения: Февраль 22 (?)
День памяти: Октябрь 17



Фредерик Шопен

Фредерик Францишек Шопен (фр. Chopin, Fréderic François; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810–1849) – польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени).


Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы – это всеми признанные шедевры. Шопен был новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.


Фридерик Шопен родился в 1810 году, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Николá (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернёром и школьным учителем, мать воспитывалась в дворянской семье.

Уже ребёнком Шопен проявил яркие музыкальные способности: в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочинённый им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрёл вкус к роскоши и подчёркнутую изысканность манер.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актёром.

Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень.

В 16 лет Шопен был принят в консерваторию. Её окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование Шопена.

В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры.

В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 году. После этого композитор никогда не возвращался на родину.

В 1831 году Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трёх десятков публичных концертов.

Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая свобода. Он был пионером т.н. «рубато»: артикуляции музыкальной фразы, продления одних звуков за счёт сокращения других.

Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приёмов. Шопен был непревзойдённым творцом мелодий, он одним из первых привнёс в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в.

То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Композитор разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Шопен сочинил около трёх десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно «Хорошо темперированному клавиру» И.-С. Баха, этюды Шопена – прежде всего, гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента. Дидактические же задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Композитор поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Как уже отмечалось, эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 века оставили своим последователям.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трёхдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти всё, написанное компоитором, мазурки весьма «пианистичны» и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей.

Полонезы крупнее мазурок и по протяжённости, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов.

Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почётное место среди шедевров мировой фортепианной литературы.

Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений.

Композитор – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

Шопен обращался также и к крупным музыкальным формам. Многие специалисты наивысшим его достижением в этой области считают фантазию фа минор, сочинённую в 1840–1841 годах. В этом сочинении Шопен нашёл модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам.

В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Её третья часть – известный во всём мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме Вторая соната в исполнении великих пианистов предстаёт как поразительно цельное произведение.

Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую её четыре части, и является одним из высших достижений композитора.

Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы.

В 1836 году Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлёкся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута.

Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет. Большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане.

Сложным периодом жизни для композитора, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с бытовой неустроенностью губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулёзом легкие.

В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд обострились. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние чёрной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848 года.

Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где он, уже очень больной, играл у королевы Виктории и дал несколько концертов.

Последний состоялся 16 ноября 1848 года.

Через неделю композитор вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, он вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора – Людвика. Не оставляли его вниманием и французские друзья.


Фредерик Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества великого композитора.


На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Классическая музыка,



Кругосвет

Последние публикации:

25 марта 2020

Митрополит Лимассольский Афанасий:

Чему нас учит пандемия. Из беседы с прихожанами

...Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие...

(См. далее...)

22 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

9 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Место ли Богу в тексте Основного закона?

...Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи...

(См. далее...)

4 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

О посте: экология ума и чистота информационной пищи

...Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Эффект будет непременно, и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трёпа...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Н.В. Гоголь

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1852)

...Глубокие размышления о Боге, смысле жизни, о горячо им любимой России и её будущем привели к тому, что он начал работать в новом для себя направлении духовно-просветительской и религиозной литературы, которому были отданы последние годы его жизни. Центральным произведением этого периода жизни...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020