Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
В.И. Суриков. «Автопортрет», 1913 г.

24 января

Русский художник В.И. Суриков (1848-1916)

Василий Иванович Суриков (24.01.1848, Красноярск - 19.03.1916, Москва) – русский художник. В монументальных полотнах, посвящённых переломных моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал не только сильную историческую личность, но и народную «массу», богатую яркими индивидуальностями, исполненную могучих чувств. Его картины отличаются глубоким осмыслением исторического процесса, широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. *** Василий Иванович...

(См. далее...)

24 января

Русский учёный, языковед Д.Н. Ушаков (1873-1942)

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873–1942) - русский лингвист. Родился 12 (24) января 1873 года в Москве. В 1895 году окончил Московский университет; ученик Ф.Ф. Фортунатова и продолжатель его традиций. Профессор Московского университета...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
14 января

Выдающиеся личности


 

Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов (1824-1906)



Портрет Стасова работы И.Е. Репина, 1883 г.

Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусства.

Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918).

Окончил в 1843 году Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л. Гензельта.

Служил в Сенате, в Министерстве юстиции.

С 1856 года работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 года до конца жизни заведовал её художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке.

Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849). Впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного. Он - автор первой документированной биографии Глинки (1857).

В первой половине 1850-х годов Стасов провёл несколько лет в Италии, где получил широкие познания в области старинной европейской музыки. По возвращении в Россию сблизился сначала с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым, а потом с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.

Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко сам был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты «Хованщины» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) «Садк»о Римского-Корсакова и др.

Он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно тёплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развёрнутые, основанные на документах биографии.

Позже, в 1880-х годах Стасов сблизился с Беляевским кружком, который наследовал традиции «Могучей кучки» и стал убеждённым пропагандистом творчества А.К. Глазунова и А.К. Лядова.

В конце жизни он восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А.Н. Скрябина.

В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И.С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище «Бах»), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.

Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности «Артели художников» (впоследствии «Товарищество передвижных художественных выставок» – «передвижники»). Он создал ряд монографий о русских художниках.

Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования – в том числе, работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении. По всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим учёным.

Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским тёплые личные отношения). Он также довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал всё сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова.

Это было связано с основными «принципами» Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни: понятиями «реализма» (под которым подразумевался, прежде всего, выбор актуальных для современности тем, «антиакадемизм») и «народности» (эту категорию Стасов считал совершенно обязательной при оценке произведения искусства; в новой русской музыке, основанной на национальном материале, он видел будущее всего европейского искусства).

Его особым предпочтением пользовались художественные концепции, основанные на подлинном историческом материале. Он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи. Также особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства.

Жёсткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства, искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. Стасов нередко бывал несправедлив и резок, однако всегда благороден и великодушен, до конца предан своим друзьям.

Умер Владимир Васильевич Стасов в Петербурге 10 (23) октября 1906 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).



Кругосвет

Последние публикации:

22 января 2021

Геннадий Дорофеев:

Сохраните жизнь! Или про то, как братик спас сестричку…

История, невыдуманная, происшедшая на самом деле, которая, думаю, не оставит равнодушным ни глубоко верующего человека, ни искреннего атеиста...

(См. далее...)

20 января 2021

Святитель Феофан Затворник:

Слово на Крещение Господне

Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, тонкий психолог и глубокий богослов, оставил богатое духовное наследие, в том числе слова, проповеди и поучения, посвящённые церковным праздникам и некоторым торжественным событиям общегосударственного значения. Его слова и труды воспринимались уже его современниками как всестороннее...

(См. далее...)

19 января 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Есть некое задание на всю человеческую жизнь…». Проповедь в праздник Святого Богоявления в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

...Сегодня великий день. Он напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну...

(См. далее...)

18 января 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Как вода преобразуется и становится святыней, так и человек под действием благодати Божией способен преобразоваться и стать святыней». Слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты

...Иногда люди усиленно требуют чуда, словно фокуса, чтобы это чудо убедило их в том, что Бог существует; однако Церковь никогда не воздействует на сознание...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
План-схема Корсунь-Шевченковской наступательной операции, 1944 г.

24 января

Корсунь-Шевченковская наступательная операция советских войск на Украине во время Великой Отечественной войны (1944)

Корсунь-Шевченковская операция (24.01 - 17.02.1944) во время Великой Отечественной войны (1941-1945): советские войска 1-го и 2-го Украинских фронтов (генералы армии Н.Ф. Ватутин и И.С. Конев) в ходе битвы за Правобережную Украину окружили в районе Корсунь-Шевченковского...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021