Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Новости по теме:
Состоялась презентация первых томов Собрания трудов равноапостольного Николая Японского, 16.10.2018

17 октября 2018

«На протяжении работы мы ощущали молитвенную поддержку святителя». Состоялась презентация первых томов Собрания трудов равноапостольного Николая Японского

16 октября 2018 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась презентация...

(См. далее...)

17 октября 2018

Митрополит Иларион встретился со школьниками из Австрии

16 октября 2018 года Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата посетила группа, состоящая из 22 австрийских школьников, изучающих русский язык в Шоттенгимназии (г. Вена). С ребятами встретился...

(См. далее...)

Архив событий:
Новости:
9 августа 2018

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

«Его миссионерские труды соединяют через времена и пространство Церковь в России и Церковь в Америке». В московском представительстве Православной Церкви в Америке почтили память преподобного Германа Аляскинского

9 августа 2018 года, в день памяти преподобного Германа Аляскинского, в московском храме святой великомученицы Екатерины — представительстве Православной Церкви в Америке — была совершена Божественная Литургия
9 августа 2018 года



В московском представительстве Православной Церкви в Америке почтили память преподобного Германа Аляскинского, 09.08.2018

К участию в богослужении были приглашены выпускники Свято-Тихоновской православной богословской семинарии (Пенсильвания, США), ныне несущие послушания в храмах Руссой Православной Церкви.

Протоиерею Даниилу Андреюку, настоятелю храма, представителю Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, сослужили ректор Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) протоиерей Алексий Куренков, исполняющий обязанности начальника Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря игумен Иосиф (Крюков), благочинный храма святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы протоиерей Валерий Буланников и клирики Екатерининской церкви.

По окончании Литургии настоятель храма вознес молитву преподобному Герману Аляскинскому — первому православному святому Северной Америки. Затем отец Даниил огласил приветствие, которое направил участникам богослужения архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил, ректор Свято-Тихоновской православной богословской семинарии.

«Что может быть лучшим поводом для совместного служения выпускников Свято-Тихоновской семинарии, трудящихся ныне как священники Московского Патриархата, чем праздник преподобного Германа, чьи миссионерские труды соединяют через времена и пространство Церковь в России и Церковь в Америке!»,

— отмечается, в частности, в послании владыки ректора.

В заключение было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону.

Как пояснил протоиерей Даниил, в пределах Русской Православной Церкви несут послушание несколько выпускников Свято-Тихоновской семинарии, и предполагается, что их совместное служение в храме святой Екатерины в день памяти преподобного Германа отныне станет доброй традицией.

***

Краткое житие преподобного Германа Аляскинского

Пре­по­доб­ный Гер­ман Аляс­кин­ский ро­дил­ся в го­ро­де Сер­пу­хо­ве, под Моск­вой, в 1757 го­ду в ку­пе­че­ской се­мье. Его мир­ское имя и фа­ми­лия неиз­вест­ны. С шест­на­дца­ти лет всту­пил он на ино­че­ский путь. Вна­ча­ле пре­по­доб­ный нес по­слу­ша­ние в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой пу­сты­ни, рас­по­ло­жен­ной в окрест­но­стях Пе­тер­бур­га, на бе­ре­гу Фин­ско­го за­ли­ва (пу­стынь при­над­ле­жа­ла Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре).

В оби­те­ли бу­ду­щий мис­си­о­нер под­ви­зал­ся око­ло пя­ти лет. Же­лая пол­но­го уеди­не­ния и без­мол­вия, пре­по­доб­ный Гер­ман уда­ля­ет­ся на Ва­ла­ам. Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный на ост­ро­вах Ла­дож­ско­го озе­ра, бы­вал от­ре­зан от внеш­не­го ми­ра до 8 ме­ся­цев в го­ду.

По­сле тща­тель­но­го ис­пы­та­ния раз­лич­ны­ми по­слу­ша­ни­я­ми игу­мен На­за­рий бла­го­сло­вил мо­ло­до­го по­движ­ни­ка на по­сто­ян­ное жи­тель­ство в ле­су, в пу­стын­ном уеди­не­нии. По празд­ни­кам, при­хо­дя в мо­на­стырь, пре­по­доб­ный нес кли­рос­ное по­слу­ша­ние (у него был пре­крас­ный го­лос). В Ва­ла­ам­ской оби­те­ли свя­той Гер­ман при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

Есть мне­ние, что свя­той Гер­ман при­шел на Ва­ла­ам в 1778 го­ду. В том же го­ду пре­по­доб­ный Се­ра­фим при­шел в Са­ров­скую оби­тель. Об­сто­я­тель­ства жиз­ни пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме на­по­ми­на­ют об уеди­нен­ных по­дви­гах его ве­ли­ко­го совре­мен­ни­ка – Са­ров­ско­го чу­до­твор­ца. По­доб­но пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, ва­ла­ам­ский по­движ­ник от­ли­чал­ся ис­клю­чи­тель­ным и про­ник­но­вен­ным зна­ни­ем ду­ха и бук­вы Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тво­ре­ний свя­тых от­цов и учи­те­лей Церк­ви.

Ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем и на­став­ни­ком бу­ду­ще­го мис­си­о­не­ра был игу­мен На­за­рий, са­ров­ский ста­рец, ко­то­рый ввел на Ва­ла­а­ме устав Са­ров­ской пу­сты­ни. Та­ким об­ра­зом, бла­го­дат­ный строй са­ров­ско­го по­движ­ни­че­ства, в ко­то­ром со­вер­ша­лось ду­хов­ное воз­рас­та­ние пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме, стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью его ду­ши и сде­лал его род­ным и ис­клю­чи­тель­но близ­ким по ду­ху пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, Са­ров­ско­му чу­до­твор­цу. Есть све­де­ния, что пре­по­доб­ный Се­ра­фим поль­зо­вал­ся, в свою оче­редь, на­став­ле­ни­я­ми стар­ца На­за­рия во вре­мя его жи­тель­ства в Са­ро­ве.

Через 15 лет пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме Гос­подь при­звал сми­рен­но­го ино­ка на апо­столь­ское слу­же­ние и по­слал его про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие и кре­стить языч­ни­ков ма­ло­об­жи­то­го и су­ро­во­го края Аляс­ки и при­ле­га­ю­щих к ней ост­ро­вов Се­вер­ной Аме­ри­ки. С этой це­лью в 1793 го­ду бы­ла со­зда­на ду­хов­ная Мис­сия, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ка­дьяк­ской, с цен­тром на ост­ро­ве Ка­дьяк. Ру­ко­во­ди­те­лем мис­сии был на­зна­чен ар­хи­манд­рит Иоасаф (Бо­ло­тов), инок Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря. В чис­ле про­чих со­труд­ни­ков Мис­сии бы­ло еще пять ино­ков Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, сре­ди них и пре­по­доб­ный Гер­ман, ко­то­ро­му Гос­подь бла­го­сло­вил по­тру­дить­ся в бла­го­ве­стии доль­ше и пло­до­твор­нее, чем ко­му-ли­бо дру­го­му из чле­нов Мис­сии.

По при­бы­тии на ост­ров Ка­дьяк мис­си­о­не­ры немед­лен­но за­ня­лись по­строй­кой хра­ма и об­ра­ще­ни­ем языч­ни­ков. «1794 го­да, сен­тяб­ря с 24 жи­ву на ост­ро­ве Ка­дья­ке. Сла­ва Бо­гу, бо­лее 700 аме­ри­кан­цев пе­ре­кре­стил, да бо­лее 2000 бра­ков об­вен­чал, со­стро­и­ли цер­ковь, а вре­мя поз­во­лит – сде­ла­ем дру­гую, да по­ход­ные две, а то и пя­тую нуж­но сде­лать» – за­ме­ча­ет в од­ном из пи­сем ар­хи­манд­рит Иоасаф.

Отец Гер­ман на но­вом ме­сте по­на­ча­лу нес по­слу­ша­ние в пе­карне и за­ни­мал­ся хо­зяй­ствен­ны­ми за­бо­та­ми Мис­сии.

Под ру­ко­вод­ством ар­хи­манд­ри­та Иоаса­фа (позд­нее епи­ско­па) Мис­сия на­хо­ди­лась недол­го: во вре­мя бу­ри (в 1799 го­ду) прео­свя­щен­ный Иоасаф со сво­и­ми спут­ни­ка­ми по­гиб в вол­нах оке­а­на. На по­мощь остав­шим­ся в жи­вых мис­си­о­не­рам в 1804 го­ду был ко­ман­ди­ро­ван толь­ко один иеро­мо­нах Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры Ге­де­он. Он на неко­то­рое вре­мя воз­гла­вил Мис­сию. Его за­бо­та­ми бы­ла устро­е­на шко­ла для де­тей кре­ще­ных але­утов. В 1807 го­ду иеро­мо­нах Ге­де­он на­все­гда по­ки­нул стан мис­си­о­не­ров, воз­ло­жив всю от­вет­ствен­ность на пре­по­доб­но­го Гер­ма­на, ко­то­рый до са­мой кон­чи­ны сво­ей оста­вал­ся ду­хов­ным от­цом, пас­ты­рем и по­пе­чи­те­лем душ че­ло­ве­че­ских в до­ве­рен­ной ему Мис­сии. Пре­по­доб­но­го хо­те­ли по­свя­тить в сан иеро­мо­на­ха и воз­ве­сти во ар­хи­манд­ри­та, но сми­рен­ный инок от­ка­зал­ся от ка­ко­го бы то ни бы­ло воз­вы­ше­ния и до кон­ца сво­их дней пре­бы­вал про­стым мо­на­хом.

Пре­по­доб­ный Гер­ман был для мест­ных жи­те­лей ис­тин­ным доб­рым пас­ты­рем и за­щи­щал их, как мог, от злых и хищ­ных лю­дей, ко­то­рые ви­де­ли в ост­ро­ви­тя­нах толь­ко объ­ект для же­сто­кой экс­плу­а­та­ции. По­это­му не бы­ло бы ни­че­го уди­ви­тель­но­го, ес­ли бы но­во­об­ра­щен­ные от­верг­ли ве­ру при­шель­цев, ко­то­рые ста­ли все ча­ще вы­сту­пать в ро­ли экс­плу­а­та­то­ров и угне­та­те­лей (при­ез­жав­шие с це­лью на­жи­вы про­мыш­лен­ни­ки), и вер­ну­лись бы к сво­им суе­ве­ри­ям. В том, что это не про­изо­шло, ве­ли­кая за­слу­га пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. Непо­ко­ле­би­мо и на­стой­чи­во, не имея ни­ка­кой под­держ­ки, кро­ме сво­ей пла­мен­ной ве­ры, ста­рец про­дол­жал свое за­ступ­ни­че­ство за оби­жен­ных и угне­тен­ных, ви­дя в этом свой долг и при­зва­ние, сущ­ность ко­то­ро­го он вы­ра­зил уди­ви­тель­но про­сты­ми сло­ва­ми: «Я – ни­жай­ший слу­га здеш­них на­ро­дов и нянь­ка».

Тай­ные по­дви­ги и ке­лей­ные мо­лит­вы стар­ца оста­ва­лись неве­до­мы­ми ми­ру, но ви­ден был окру­жав­шим свет его бла­го­дат­ной жиз­ни, про­хо­див­шей в усло­ви­ях пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния, нес­тя­жа­тель­но­сти и су­ро­во­го пре­не­бре­же­ния все­ми удоб­ства­ми. Одеж­да его бы­ла са­мая убо­гая и очень вет­хая. Всем сво­им ви­дом, все­ми при­выч­ка­ми ста­рец Гер­ман жи­во на­по­ми­нал совре­мен­ни­кам древ­них от­шель­ни­ков, про­сла­вив­ших­ся по­дви­га­ми воз­дер­жа­ния и Бо­го­уго­жде­ния. Бе­се­да стар­ца про­из­во­ди­ла на слу­шав­ших неот­ра­зи­мое впе­чат­ле­ние. Осо­бен­но по­ра­жа­ли со­бе­сед­ни­ков яс­ность его мыс­лей, от­чет­ли­вость и быст­ро­та суж­де­ний. Бо­же­ствен­ная бла­го­дать, на­пол­няв­шая ду­шу пре­по­доб­но­го Гер­ма­на, пре­об­ра­жа­ла серд­ца лю­дей, об­щав­ших­ся с ним. Яр­ко сви­де­тель­ству­ет об этом слу­чай с С.И. Янов­ским, пра­ви­те­лем адми­ни­стра­ции Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской Ком­па­нии, при­сту­пив­шим к сво­им обя­зан­но­стям в 1817 го­ду. Се­мен Ива­но­вич Янов­ский, ари­сто­крат по про­ис­хож­де­нию, был че­ло­ве­ком все­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным и на­чи­тан­ным, но его ре­ли­ги­оз­но-фило­соф­ские взгля­ды сво­ди­лись к мод­но­му в те вре­ме­на де­из­му [1].

Хри­сти­ан­ства он, по су­ще­ству, не знал (хо­тя фор­маль­но счи­тал­ся хри­сти­а­ни­ном). Пра­во­сла­вие, Цер­ковь, Та­ин­ства – бы­ли для него по­ня­ти­я­ми, не за­слу­жи­ва­ю­щи­ми се­рьез­но­го вни­ма­ния. Пре­по­доб­ный Гер­ман мно­го бе­се­до­вал с ним. Впо­след­ствии С.И. Янов­ский пи­сал: «Та­ки­ми по­сто­ян­ны­ми бе­се­да­ми и мо­лит­ва­ми свя­то­го стар­ца Гос­подь со­вер­шен­но об­ра­тил ме­ня на путь ис­тин­ный, и я сде­лал­ся на­сто­я­щим хри­сти­а­ни­ном». Он на­зы­вал стар­ца «свя­тым му­жем», «ве­ли­ким по­движ­ни­ком»; как ве­ли­кую дра­го­цен­ность он хра­нил у се­бя пись­ма пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. Та­кое же бла­го­го­ве­ние к лич­но­сти свя­то­го ис­пы­ты­ва­ли и мно­гие дру­гие его совре­мен­ни­ки. Отец Гер­ман жил сна­ча­ла воз­ле хра­ма мис­сии, на Ка­дья­ке, а по­сле пе­ре­се­лил­ся на близ­ле­жа­щий ост­ров Ело­вый, ко­то­рый на­звал «Но­вым Ва­ла­а­мом». Ост­ров Ело­вый был по­след­ним при­ютом в мно­го­труд­ных апо­столь­ских стран­ство­ва­ни­ях свя­то­го стар­ца.

Пре­по­доб­ный Гер­ман пред­ска­зал сво­им ду­хов­ным де­тям вре­мя сво­ей кон­чи­ны и объ­яс­нил, как по­хо­ро­нить его. 13 де­каб­ря 1837 го­да он по­про­сил за­жечь пе­ред ико­на­ми све­чи и по­чи­тать Де­я­ния свя­тых апо­сто­лов. Во вре­мя чте­ния о тру­дах свя­тых бла­го­вест­ни­ков свя­той ста­рец Гер­ман пе­ре­шел от зем­ных тру­дов к небес­но­му упо­ко­е­нию на 81-м го­ду жиз­ни. Над мо­ги­лой стар­ца пер­во­на­чаль­но по­став­лен про­стой де­ре­вян­ный па­мят­ник, за­тем со­ору­же­на скром­ная де­ре­вян­ная цер­ковь, освя­щен­ная во имя пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на, Ва­ла­ам­ских чу­до­твор­цев.

В этом хра­ме хра­нит­ся ста­рин­ное изо­бра­же­ние пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, на­хо­див­ше­е­ся в кел­лии свя­то­го стар­ца Гер­ма­на при его жиз­ни: ста­рец лю­бил и чтил сво­е­го про­слав­лен­но­го совре­мен­ни­ка и еди­но­душ­но­го с ним ве­ли­ко­го ра­бот­ни­ка на Бо­жи­ей ни­ве. Гос­по­ду бы­ло угод­но од­новре­мен­но бла­го­сло­вить на ве­ли­кий по­двиг слу­же­ния лю­дям этих двух бла­го­го­вей­ных лю­би­те­лей без­мол­вия и ум­но­го де­ла­ния. Пре­по­доб­ный Гер­ман с лю­бо­вью от­зы­вал­ся на нуж­ды и скор­би люд­ские в дни сво­ей зем­ной жиз­ни. Не остав­ля­ет он в бе­де взы­ва­ю­щих к нему и по­сле сво­е­го пре­став­ле­ния. Наи­бо­лее из­вест­ный слу­чай мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на­хо­дит­ся в жиз­не­опи­са­нии пер­во­го пра­во­слав­но­го епи­ско­па в Аме­ри­ке – свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия (па­мять 31 мар­та и 2З сен­тяб­ря). В 1842 го­ду свя­ти­тель на бри­ге «Охотск» на­прав­лял­ся на ост­ров Ело­вый. Из-за бу­ри ко­рабль дол­го не мог вой­ти в га­вань, и жизнь ко­ман­ды и пас­са­жи­ров бы­ла под угро­зой. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к пре­по­доб­но­му Гер­ма­ну: «Ес­ли ты, отец Гер­ман, уго­дил Гос­по­ду, то пусть пе­ре­ме­нит­ся ве­тер». Не про­шло и чет­вер­ти ча­са, как ве­тер пе­ре­ме­нил­ся и сде­лал­ся по­пут­ным. И вско­ре свя­ти­тель, спас­ший­ся от бу­ри, слу­жил па­ни­хи­ду на мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. С 1860-х го­дов Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь зна­ла о боль­шом мест­ном по­чи­та­нии па­мя­ти стар­ца Гер­ма­на на Ка­дья­ке. В 1867 го­ду один из Аляс­кин­ских епи­ско­пов со­ста­вил за­пис­ку о его жиз­ни и чу­де­сах. Пер­вый пуб­лич­ный до­клад об от­це Гер­мане был на­пе­ча­тан в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре в Фин­лян­дии в 1894 го­ду. В 1930-х го­дах дру­гой рус­ский пра­во­слав­ный мо­нах – ар­хи­манд­рит Ге­ра­сим (Шмальц) при­был на ост­ров Ело­вый и дол­го жил там, как пре­по­доб­ный Гер­ман за сто с лиш­ним лет до него. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной в 1969 го­ду ар­хи­манд­рит Ге­ра­сим от­крыл остан­ки сво­е­го слав­но­го пред­ше­ствен­ни­ка и по­стро­ил здесь неболь­шую ча­сов­ню. Ис­це­ле­ния, свя­зан­ные с мо­лит­вен­ным за­ступ­ни­че­ством стар­ца Гер­ма­на, за­пи­сы­ва­лись в те­че­ние дол­го­го пе­ри­о­да (со вре­ме­ни его жиз­ни и до 1970 го­да). В мар­те 1969 го­да Со­бор епи­ско­пов Рус­ской Пра­во­слав­ной Гре­ко-Ка­фо­ли­че­ской Церк­ви в Аме­ри­ке под пред­се­да­тель­ством ар­хи­епи­ско­па Нью-Йорк­ско­го, Мит­ро­по­ли­та всей Аме­ри­ки и Ка­на­ды Ири­нея со­вер­шил про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Аляс­кин­ско­го ино­ка. Цер­ковь чрез эту ка­но­ни­за­цию фор­маль­но скре­пи­ла сво­ей пе­ча­тью то, что мно­гие при­род­ные аляс­кин­цы все­гда зна­ли: пре­по­доб­ный Гер­ман вы­пол­нил свое хри­сти­ан­ское при­зва­ние до­стой­но и про­дол­жа­ет и ныне пред­ста­тель­ство­вать пред Бо­гом о жи­ву­щих.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПУБЛИКАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОРТАЛА АЗБУКА ВЕРЫ


Патриархия.ru

Последние публикации:
Митрополит Антоний Сурожский

16 октября 2018

Митрополит Сурожский Антоний:

Самые короткие молитвы

...что бы ни случилось за этот день – ничто не чуждо воле Божией; всё без исключения – обстоятельства, в которые Господь нас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданьем, Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз как вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы – тот, кого...

(См. далее...)

13 октября 2018

Николай Головкин:

«Только о России, о русском человеке…». К 145-летию писателя И.С. Шмелёва

В творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950), возродившего православный, народный дух в отечественной литературе, раскрываются глубинные моменты русской души, создаются яркие образы людей, жизнь которых была пронизана евангельскими заповедями, духом Христовой любви и простой...

(См. далее...)

11 октября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры». Слово в Марфо-Мариинской обители

...Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь...

(См. далее...)

3 октября 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Ненужный стыд

...веру апостольскую, это семечко, могущее разрастись до масштабов большого дерева, способны разносить по миру все христиане без исключения, а не только одно лишь духовенство на воскресных службах...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018