Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

4 июля 2012 года на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи»

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре, 18.07.2018

19 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Лучшее, что есть в нашем народе, — оттуда, от преподобного Сергия…». Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

...Преподобный Сергий — это особое имя, особая жизнь, особое служение в истории нашей Церкви и всего нашего...

(См. далее...)

18 июля 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Сто лет спустя

...Царь поднимается над вековой ложью, и перед нашими современниками он предстает в своём человеческом величии и с мученическим венцом. Вопрос не в реставрации монархии, а для начала в осознании прошлого и оздоровлении настоящего...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 июля 2018

«Тропа в Радонеж»: крестный ход в память преподобного Сергия и преподобномученицы Елизаветы Феодоровны

18 июля 2018 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, состоялся крестный ход «Тропа в Радонеж», организованный Детско-юношеским центром «Радость» (город Красноармейск, директор...

(См. далее...)

17 июля 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами северо-востока столицы

17 июля 2018 года в Городском методическом центре Департамента образования столицы прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Тема встречи – «История и культура храмов северо-востока». Её раскрыл в своём выступлении клирик храма...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

4 июля 2012

Московский Патриархат | Изучение традиционных религий | Духовно-нравственное воспитание


 

«Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трёх главных вопросов». Доклад на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Доклад «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи» председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями 4 июля 2012 года


Митрополит Ростовский Меркурий

Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трех главных вопросов.

Первый вопрос — это расширение преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.

В процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и Церкви. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.

Дальнейшее развитие этого процесса Церковью видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года, — о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.

Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью.

Расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Было бы целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) — педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.

На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования.

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания «Религии и этики» в школе. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года. Цитата: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

Расширение преподавания выборочно по отдельным годам обучения, например, в 4, 7 и 10 классах, возможно как вариант, но было бы чрезвычайно затруднительно для системы образования и создало бы препятствия для использования имеющегося положительного опыта изучения религиозных культур в вариативной части школьной программы, что, вероятно, привело бы к необходимости отказа от данной практики.

Еще в 2006 году Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования, цитирую: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций». Сейчас в рамках подготовки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в проект внесена статья, посвященная этому вопросу.

В целом статья уже дает основы правовых гарантий религиозного образования и духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника, но нуждается в доработке по ряду позиций. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволила бы заложить надежную правовую основу нашего взаимодействия на всех дальнейших этапах расширения преподавания православной культуры, других традиционных религиозных культур и этики по выбору в российской школе.

Еще один важный вопрособеспечение равных прав на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных. Финансирование таких школ в части реализации ими федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания детей, обеспечения образовательными материалами и т.д. — условия, без которых школа не может нормально работать, давать детям необходимые знания и воспитание, быть конкурентоспособной среди других общеобразовательных учреждений.

Как сказал в своем выступлении на XX юбилейных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл: «Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска».

И, тем не менее, в настоящий момент положение православных школ вызывает крайнюю озабоченность, когда, фактически, выполняя государственный заказ в образовании, школы лишены государственной поддержки наравне с другими образовательными учреждениями.

И, наконец, третий вопрос — о теологическом образовании в высшей школе. По сути, это продолжение изучения православной культуры в системе профессионального образования. Выпускник теологического факультета получает полноценные религиозно-культурологические знания, а общество — квалифицированного специалиста в православном богословии, культуре, традиции, способного применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности на благо согражданам в разных сферах жизни общества. Здесь надо отметить, что до сих пор так и не решен вопрос о признании ученых степеней по теологии, что является общепринятой мировой практикой. Такое признание будет способствовать полноценной интеграции теологии в российскую образовательную систему, а также позволит укрепить взаимодействие высшей и основной ступеней общего образования, обеспечить школу квалифицированными учителями по религиозным культурам.

Таким образом, фактически сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентоспособным отечественное образование всех уровней. Спасибо за внимание.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре, 18.07.2018

19 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Лучшее, что есть в нашем народе, — оттуда, от преподобного Сергия…». Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

...Преподобный Сергий — это особое имя, особая жизнь, особое служение в истории нашей Церкви и всего нашего народа. Мы знаем о его жизненном подвиге, мы знаем о создании им этой святой обители, о собрании...

(См. далее...)

18 июля 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Сто лет спустя

...Царь поднимается над вековой ложью, и перед нашими современниками он предстает в своём человеческом величии и с мученическим венцом. Вопрос не в реставрации монархии, а для начала в осознании прошлого и оздоровлении настоящего...

(См. далее...)

17 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Уроки трагедии Ипатьевского дома. Патриаршая проповедь в сотую годовщину расстрела Царской семьи

...первый и самый важный урок, который мы должны сегодня вынести из трагедии столетней давности, — никакие обещания счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, со стороны якобы более образованных и продвинутых людей, не должны соблазнять наш народ...

(См. далее...)

13 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Опыт Православия может и сегодня помогать людям в устроении не только своей личной жизни, но и жизни общественной». Проповедь в день памяти святых Сергия и Германа Валаамских в Валаамском монастыре

...пример множества иноков, украсивших духовный небосклон нашей национальной истории, помогает нам и сегодня разумно строить свои отношения с окружающим...

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

4.07.2012

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018