Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...величайшей проблемой современности является то, что эта готовность людей совершенно противоположным образом интерпретировать те понятия, которые ещё вчера являлись общими для всех, поощряется современной культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, современной политикой, социальной мыслью, современной эпохой...

Публикации по теме:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если...

(См. далее...)

Последние репортажи:

12 февраля 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

12 февраля 2019 года в форме экскурсии прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Участники клуба посетили храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (настоятель протоиерей Георгий Гуторов).

(См. далее...)

10 февраля 2019

Перекрёстный год России и Японии. «От Берёзы до сакуры под знаком святителя Николая Японского»: Фестиваль в городе Белом Тверской области

10 февраля 2019 года в г.Белый Тверской области прошёл II Фестиваль японской культуры в рамках проекта «Путь святителя Николая Японского: от Берёзы до сакуры». Он посвящён Перекрёстному году культуры России и Японии...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Публикации этого автора

19 марта 2018

Святыни и святые | Общие проблемы и вопросы


 

«В атмосфере всеобщей относительности ценностей человек становится беззащитным». Проповедь в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы 18 марта 2018 года
19 марта 2018 г.


Святейший Патриарх Кирилл в в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке, 18.03.2018

18 марта 2018 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

***

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в воскресенье, посвященное памяти святого преподобного Иоанна Лествичника, мы слышали замечательные слова в Послании апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:8-19). Он говорит о том, что сыны света должны поступать по Духу, по Духу Божественному. А Дух научает нас благости, праведности и истине. Вот кажется такие простые слова — благость, праведность, истина — все это как будто бы совершенно очевидные понятия. Какие могут быть вопросы?

Благостьсиноним добра. Если Дух учит нас благости и требует от нас поступать по благости, то апостол Павел и напоминает нам об этом с полным восприятием той реальности, которая была в его время, что ни для одного человека не может возникнуть вопроса «А что такое благость? А что такое добро?» Это были языческие времена, но у апостола не было сомнений, что все, кто его слышат, понимают, о чем идет речь.

То же самое, когда он говорит о праведности как о том, чему Дух учит нас. Праведностьэто осуществление добра в жизни. Если человек не только соглашается с добром, но и осуществляет это добро в жизни, то он обретает праведность в очах Божиих. Праведность — это правильный образ жизни, правильное поведение. И опять апостол никак не расшифровывает это понятие. Он говорит о совершенно очевидных истинах для тех, кто его слушал. Многие из них были начинающими христианами, а некоторые — просто язычниками. И даже для тогдашних язычников не требовалось расшифровывать, что означает праведность.

И, наконец, истина. И опять всем всё было понятно. Сегодня мы живем в то время, когда враг рода человеческого внушил людям, что самым правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. А на основе сомнения могут произрастать разные интерпретации самых очевидных понятий. Может быть, величайшей проблемой современности является то, что эта готовность людей совершенно противоположным образом интерпретировать те понятия, которые еще вчера являлись общими для всех, поощряется современной культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, современной политикой, социальной мыслью, современной эпохой.

Конечно, вы все слышали о таком понятии как «постмодерн». Условное, конечно, определение нашей эпохи, но смысл этого слова заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая истина и любая идея может быть провозглашена истинной, даже входящая в противоречие с тем, к чему люди привыкли, что они знают, на чем основывались жизни их отцов и дедов, предшествовавших поколений. Всё это перестает быть основанием для того, чтобы нечто провозглашалось истиной — истины нет. А значит нет и праведности. А значит нет и благости. И рассуждают современные люди так: «Ну, для тебя это добро, а для меня — зло. Для тебя это праведность, а для меня это безобразие. Для тебя это истина, а для меня — заблуждение». И в атмосфере такой всеобщей относительности ценностей человек становится беззащитным. Сталкиваясь с напористым, хорошо организованным представлением чудовищной интерпретации того, что еще вчера казалось истиной, люди пасуют и говорят: «А может быть и правильно? Может быть так оно и есть? И вовсе это не истина». Что означает потеря человечеством ясного понимания того, что есть благость, что есть праведность, что есть истина? И далее можно продолжить перечисление важнейших ценностей, определяющих само существо человеческого бытия.

В чем опасность? А в том, что человек становится легкоуправляемым. И это происходит в то время, когда свобода провозглашается высшей ценностью. Свобода в условиях относительности всех других ценностей превращает человека в легко манипулируемое существо. Он начинает думать, как думает большинство. А мысли так называемого большинства очень легко сформировать. Он начинает думать так, как думать «прилично» в том или ином обществе и боится слово сказать поперек, чтобы его не осудили, чтобы не назвали ретроградом, чтобы не отлучили от общения. И мы знаем: в глобальном масштабе, в масштабе всей планеты происходит эта чудовищная манипуляция понятиями, а значит — и человеческими судьбами.

А что же Церковь? Церковь это одна из тех сил, которые в первую очередь подвергаются давлению со стороны тех, кто хотел бы, чтобы относительность ценностей воспринималась всеми живущими на планете Земля людьми. Совершенно неслучайно, что все революционные преобразования начинались с гонений на Церковь. Конечно, никто не заявлял о тех идеях, о которых я сейчас говорю. Наоборот, они тщательно скрывались. А Церковь называли прислужницей власти, частью системы эксплуатации, порабощения людей. И обязательно, конечно, чтобы возбудить отрицательное отношение, всякий раз говорили о несметных богатствах Церкви, но никогда не говорили о том, что Церковь делала для народа.

Я не буду вспоминать дореволюционную историю, но даже сегодня, когда Церковь почти не имеет никаких иных средств для существования, кроме вашей помощи, дорогие братья и сестры (и на эти средства был отреставрирован этот благолепный храм, на эти средства поддерживаются тысячи и тысячи несчастных людей, огромное количество неблагополучных семей, одиноких женщин, инвалидов, стариков, нуждающихся), даже сегодня для того, чтобы разрушить Церковь как ту силу, которая помогает людям понять, где истина, против нее, как мы знаем, тоже направляются стрелы лукавого.

А как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Сегодняшний текст из послания апостола к Ефесянам, помогает нам понять, почему Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине. Да потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, каковая и является в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую не создают человеческой модой, стилем, политикой или финансовой мощью. Она говорит о той праведности, которая является таковой в очах Божиих. А истина? Боже, сколько же сегодня «истин»! И каждый, выступая, говорит нечто, считая, что он провозглашает истину. Но истина только одна — это та истина, которая является таковой в очах Божиих.

Вот для чего нужно разрушить веру и разрушить Церковь — чтобы разрушить этот единственный критерий истины, единственный критерий добра, благости и праведности. А святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас не просто необходимости принимать Божественную истину, как истину объективно существующую, но еще и как руководство в жизни. И он написал свою замечательную книгу «Лествица», помогая нам, даже современным людям, искушенным всеми этими непростыми жизненными обстоятельствами, подниматься по ступеням, идя навстречу Богу, Который Сам сказал о Себе: Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И покуда будет Церковь Божия существовать, покуда у ее служителей будет дерзновение, обращаясь к людям, говорить Божию правду, до тех пор и будет в людях существовать ясная способность отличать добро от зла, правду от лжи, свет от тьмы.

Нас, особенно в дни избирательной кампании, нередко спрашивают, почему Церковь не призывает народ голосовать за одного или за другого. Мы отвечаем: каждый православный человек, живущий верой и способный через веру отличать добро от зла, знает за кого голосовать. И я уверен в том, что это так. Потому что сила Божия живет в Церкви, сила Божия преобразует разум человеческий, укрепляет его волю, освежает его чувства. Сила Божия спасает мир. И да поможет нам Господь хранить веру православную как единственную силу, позволяющую нам сохранить в сердце и уме то, чему учил нас Сам Господь, и никогда и ни при каких условиях не подменять такие понятия, как благость, праведность и истина. Аминь.


Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни...

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ru

19.03.2018

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Праведный Симеон Богоприимец

16 февраля

Праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица

...Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнёс свои пророческие слова...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019