Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не привлекает, все помыслы устремлены к Сладчайшему Иисусу. А нам хочется насладиться этим миром, пожить в нём подольше...

Публикации по теме:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие...

(См. далее...)

Последние репортажи:

12 февраля 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

12 февраля 2019 года в форме экскурсии прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Участники клуба посетили храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (настоятель протоиерей Георгий Гуторов).

(См. далее...)

10 февраля 2019

Перекрёстный год России и Японии. «От Берёзы до сакуры под знаком святителя Николая Японского»: Фестиваль в городе Белом Тверской области

10 февраля 2019 года в г.Белый Тверской области прошёл II Фестиваль японской культуры в рамках проекта «Путь святителя Николая Японского: от Берёзы до сакуры». Он посвящён Перекрёстному году культуры России и Японии...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Климент (Капалин) /Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

Климент (Капалин)

Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

Публикации этого автора

17 июня 2018

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Умножай своё время

Митрополит Климент убеждает читателя в том, что нужно «пустить в оборот» каждую минуту отведённого ему времени, чтобы принести Господу достойный духовный плод
17 июня 2017 г.


Митрополит Калужский и Боровский Климент

Святые воспринимают смерть как избавление от искушений, причиняемых миром, злыми духами, собственной повреждённой природой. Но земное время, которое Господь отводит человеку, необычайно ценно в глазах подвижников. Их отношение к каждому проживаемому дню крайне ответственное. Ведь впереди смерть. И встреча со Христом

***

Сосредоточенность святых на Христе, на том, как полнее угодить Господу, достигает такой концентрации, что они стараются ни минуты не потерять из отпущенного им времени жизни на суету, праздность, на пустые дела или разговоры. Жил на Афоне, в русском Пантелеимоновом монастыре, русский монах отец Тихон. Он принял монашество в молодости и шестьдесят лет подвизался на Афоне.

Число паломников, желавших пообщаться с ним, было велико. Но не все приходили с духовной потребностью. Кто-то хотел просто посмотреть на старца, поговорить с ним «о том, о сём». Поэтому отец Тихон поступал так: встречал посетителей в урочное время, угощал лукумом или чем иным, а потом ждал, будут ли вопросы. Если вопросы были, он беседовал с людьми, мудро разрешал их недоумения и скорби. Если вопросов не было, а было только желание приятно провести время, старец уходил в свой крохотный храм и начинал молиться. Праздным посетителям поневоле приходилось покидать его каливу.

Отец Тихон, как и другие святые подвижники, старался пустить в оборот каждую минуту отведённого ему времени, чтобы принести Господу достойный духовный плод от используемого дара. Мы же часто разбрасываемся своим временем так, будто у нас его нескончаемые запасы. У русского писателя Сергея Дурылина в книге «Колокола» звонарь Николка наблюдал с колокольни, как живут люди. Они спят ночью и спят днём, много едят и пьют, пустословят, сплетничают и осуждают, ленятся, маются, пьяные лежат под забором, ругаются и дерутся друг с другом. Люди не беспокоятся, что время уходит, живут себе, как вода в реке течёт, – куда течёт, туда и ладно.

Звонарь называл таких «склеенными» – бытом, сном, житейской суетой. А сам он решил отнимать время у сна, у суеты и направлять его на размышление и молитву, на помощь другим. В снежные бураны он не спал, а всю ночь проводил на колокольне, мерно ударяя в колокол, чтобы случайный путник слышал его и двигался на звук. Таким образом звонарь спас не одну человеческую жизнь.

«Человек волен, – говорил он. – Ему умножать время или уменьшать дано. Все уменьшители. На себя еле хватает. А будет человек умножать время – и на себя хватит, и на других останется. Это помни».

Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не привлекает, все помыслы устремлены к Сладчайшему Иисусу. А нам хочется насладиться этим миром, пожить в нём подольше, побывать в красивых местах, посмотреть, как там всё устроено и чем живут люди. Неужели святые настолько ярко видели Христа, что Он один заменял им все радости жизни?

Чтобы это понять, приведём пример из другой области – тёмной, болезненной. Наркоманам не нужна окружающая действительность, они уходят в свой мир, и он им заменяет всё. Они стремятся постоянно быть в таком состоянии, и им неважно, что происходит вокруг них – солнце светит или дождик идёт. Они готовы жить в грязи и нищете и умереть в заплёванном подвале, одурманивая себя наркотиками, потому что этот иллюзорный мир для них ярок и прекрасен. Одна умирающая на больничной койке наркоманка говорила медсёстрам: «Эх вы, несчастные, разве вы знаете, что такое настоящая жизнь! Вы и не жили никогда». Она имела в виду удовольствие, которое получала от наркотиков и которое заслонило для неё всё остальное, даже саму жизнь.

Про святых можно сказать то же самое, только в хорошем смысле. Для них духовное общение с Богом настолько важно, настолько превосходит по своей значимости всё, что связано с земной жизнью, с её наслаждениями, что им действительно безразличны земные удовольствия. Разве можно соблазнить исихаста, который, живя в маленькой келлии, говорит с Богом и видит нетварный Фаворский свет, путешествием на громадной роскошной яхте или бутылкой выдержанного вина по баснословной цене из старинного французского подвала? Для подвижника это тлен и суета. В лучшем случае – игрушки, в которые человек играет до смерти и которые оставит здесь, на земле, неведомо кому. Для него это скучно и неинтересно, по сравнению с тем, что он имеет в Духе. Он, пребывая еще на земле, соприкасается с Вечностью. А там всё земное не нужно.

Мы этого не понимаем, потому что непричастны к такому духовному опыту. Земные удовольствия мы попробовали, они нам нравятся, а духовными удовольствиями не интересуемся, зная о них понаслышке. Но преподобный Серафим Саровский говорит, что, если бы люди только знали, что их ждёт после смерти, то готовы были бы прожить всю жизнь в яме со змеями, лишь бы не лишиться того, что Господь приготовил любящим Его. Какие слова! Преподобный Серафим произнёс их, потому что на опыте познал, что нас ждёт в вечности, в Царстве Небесном, а мы это знаем только теоретически, из книг.

Но можно сказать, что мы тоже стараемся не отпасть от Христа! Тоже трудимся. Однако никаких духовных удовольствий не ощущаем, а только одно сплошное принуждение. К молитве – принуждаем себя, к посту – принуждаем, к доброделанию – принуждаем, не раздражаться, творить заповеди, терпеть, прощать, любить – принуждаем.

Но и святые шли не особым «облегчённым» путём, а таким же – через принуждение. Почитайте в житиях, как они себя принуждали ко всему вышеперечисленному! Преподобная Мария Египетская 17 лет в пустыне вела жестокую борьбу с соблазнами. Мы и десятой доли этого не делаем. Именно сильным принуждением себя к исполнению заповедей Христовых святые проходили ту границу, до которой человек живёт понуждением себя, и переходили на следующий уровень, достигая ощутимых результатов своего труда. А мы не доходим до этой границы, поэтому знаем только принуждение. Может быть, и не сможем дойти – и спортсмены не все становятся олимпийскими чемпионами. Но мы стараемся приблизиться к ней, по крайней мере, через принуждение.

Кому-то, как сказано в евангельской притче, дано сто талантов, кому-то тридцать, кому-то ещё меньше. Преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому было дано сто талантов. И столько же процентов они наработали Господу с полученного от Него добра. А нам бы хоть один-два таланта принести Христу – не закопать в землю, а хоть какой-то процент с них получить. Для того мы и молимся святым, чтобы они помогли нам на нашем жизненном пути своей молитвой, наставили нас на путь ко Христу своим примером.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Источник: Вечерняя Москва

 

17 июня 2018 года


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

17.06.2018

Также у этого автора:

13 мая 2018

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности... (Далее)

26 марта 2018

День православной книги: Праздник новый, смыслы вечные

...мы должны выбрать хорошую книгу, чтобы и у ребёнка сложилось правильное, доброе понимание жизни, наполненное любовью. Если им привить такое понимание жизни... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Праведный Симеон Богоприимец

16 февраля

Праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица

...Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнёс свои пророческие слова...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019